Воспитательная работа (деятельность) классного руководителя – это организация целостного педагогического процесса в конкретном классе, то есть совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса (основные действия: педагогический мониторинг, проектировочная, собственно организаторская, гностическая деятельность).
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса.
Проектировочная деятельность – это определение цели, задач, содержания педагогического процесса, это замысел его протекания.
Организаторская деятельность классного руководителя – координация деятельности основных институтов социализации (семьи), организация воспитательной деятельности в процессе обучения (сам и через предметников), организация собственного воспитательного влияния вне учебной деятельности, использование коллектива в качестве средства формирования и становления личности ученика, ведение индивидуальной работы с обучающимися.
Гностическая деятельность – осуществление сбора и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психолога, социального педагога; проведение анализа изменений в уровне развития и образования обучающихся, занесение данных в карту педагогического мониторинга; анализ собственной деятельности с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с обучающимися; систематическое проведение анализа внеучебных мероприятий, коллективных творческих дел, внеурочной деятельности по предмету.
Требования, предъявляемые к плану воспитательной работы классного руководителя:
- «целеустремлённость» и конкретность образовательных задач;
- краткость плана, его компактность;
- разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности обучающихся;
- преемственность, систематичность и последовательность;
- сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
- единство педагогического руководства и активности обучающихся;
- реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
- связь внутриклассной работы с работой вне школы;
- согласованность плана с деятельностью школы и детских и молодёжных общественных организаций;
- гибкость и вариативность планирования.
Алгоритм составления перспективного плана воспитательной работы классного руководителя
Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:
- Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе.
- Изучить методическую и педагогическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.
- Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.
- Изучить предложения учителей-предметников, актива класса, родителей.
- Изучить опыт лучших классных руководителей.
- Дать анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, включающий в себя анализ состояния уровня развития обучающихся и уровень развития коллектива.
- Определить основные задачи воспитания.
- Определить основные виды деятельности и основные формы работы с обучающимися.
- Соотнести запланированное классным руководителем с деятельностью предметников, ученического самоуправления, социального педагога, родителями, учреждениями дополнительного образования и т.д.
- Оформить план воспитательной работы.