Воспитательная работа (деятельность) классного руководителя – это организация целостного педагогического процесса в конкретном классе, то есть совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса (основные действия: педагогический мониторинг, проектировочная, собственно организаторская, гностическая деятельность).

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса.

Проектировочная деятельность – это определение цели, задач, содержания педагогического процесса, это замысел его протекания.

Организаторская деятельность классного руководителя – координация деятельности основных институтов социализации (семьи), организация воспитательной деятельности в процессе обучения (сам и через предметников), организация собственного воспитательного влияния вне учебной деятельности, использование коллектива в качестве средства формирования и становления личности ученика, ведение индивидуальной работы с обучающимися.

Гностическая деятельность – осуществление сбора и анализа данных, полученных  в ходе диагностической деятельности предметников, психолога, социального педагога; проведение анализа изменений в уровне развития и образования обучающихся, занесение данных в карту педагогического мониторинга; анализ собственной деятельности с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с обучающимися; систематическое проведение анализа внеучебных мероприятий, коллективных творческих дел, внеурочной деятельности по предмету.

 

Требования, предъявляемые к плану воспитательной работы классного руководителя:

  • «целеустремлённость» и конкретность образовательных задач;
  • краткость плана, его компактность;
  • разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности обучающихся;
  • преемственность, систематичность и последовательность;
  • сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
  • единство педагогического руководства и активности обучающихся;
  • реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
  • связь внутриклассной  работы с работой вне школы;
  • согласованность плана с деятельностью школы и детских и молодёжных общественных организаций;
  • гибкость и вариативность планирования.

Алгоритм составления перспективного плана воспитательной работы классного руководителя

     Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:

  1. Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе.
  2. Изучить методическую и педагогическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.
  3. Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.
  4. Изучить предложения учителей-предметников, актива класса, родителей.
  5. Изучить опыт лучших классных руководителей.
  6. Дать анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, включающий в себя анализ состояния уровня развития обучающихся и уровень развития коллектива.
  7. Определить основные задачи воспитания.
  8. Определить основные виды деятельности и основные формы работы с обучающимися.
  9. Соотнести запланированное классным руководителем с деятельностью предметников, ученического самоуправления, социального педагога, родителями, учреждениями дополнительного образования и т.д.
  10.  Оформить план воспитательной работы.
Воспитательная деятельность — общая информация